Facebook

Twitter

9:00 – 18:00

Время работы ПН-ПТ

+7(495)780-05-14

Мы всегда Вам рады!

Поиск
Меню
 
Конструкционные резины и их механические характеристики

Конструкционные резины и их механические характеристики

Современная химическая промышленность располагает большими возможностями для создания конструкционных резин и резиновых деталей с разнообразными физико-механическими свойствами.
Выпускаемые промышленностью резины практически удовлетворяют большинству требований, предъявляемых машиностроением.

Вместе с тем такие быстро развивающиеся отрасли промышленности, как самолетостроение, ракетная техника, использование атомной энергии в народном хозяйстве, предъявляют новые требования к физико-механическим свойствам резины. К числу этих требований относятся длительное сохранение резиной работоспособности при температурах от +400—500° С до —60° С и ниже, сохранение резиновыми деталями заданных начальных физико-механических свойств в условиях интенсивного воздействия радиации и т. д.

Применение резиновых и резино-металлических деталей в качестве упругих связей и буферов ряда вибрационных машин (резонансные грохоты и конвейеры, центрифуги и др.) связано с необходимостью разработки резиновых смесей, детали из которых могут сохранять длительную работоспособность под действием высокочастотных периодических нагрузок, вызывающих относительные деформации, достигающие е = 0,15 – 0,20 и более.

Большое разнообразие предъявляемых к резине требований вызывает необходимость разработки широкого ассортимента соответствующих резиновых смесей. На физико-механические свойства резин большое влияние оказывают также условия приготовления смесей и технология изготовления резин и резиновых деталей. Это последнее обстоятельство объясняет то, что до настоящего времени пользуются ГОСТами не на резины, а на физико-механические свойства изготовляемых из них деталей.

Кроме того, специфические особенности работы резиновых деталей в различных областях техники привели к необходимости разработки технических условий (ТУ), определяющих тип резин, применяемых для изготовления резиновых деталей в данной области машиностроения. ТУ обычно не только предусматривают типы смесей и соответствующие им марки резин, но также и регламентируют физико-механические свойства резин различных марок, определяемые стандартными методами испытаний. На основании ТУ производятся приемка готовых деталей и дополнительные специальные испытания, вызванные особенностями их работы в тех или иных конкретных условиях. Так, для деталей авиационной техники марки резиновых смесей, а также требования приемки, испытаний, сроков службы и т. д. регламентируются ТУ МХП 1166—58. На резиновые детали автомобилей, автобусов и тракторов установлены ТУ МХП 204—54.

Эти ТУ охватывают большое количество типов резин и марок резиновых смесей, детали из которых могут удовлетворять широкому диапазону требований как в части разнообразия физико-механических свойств, так и в части способностей работать в контакте с различными внешними средами.

Аналогичные сведения содержат и другие ТУ, разработанные применительно к конкретным требованиям, предъявляемым к резиновым деталям в иных областях машиностроения.

Таким образом, вследствие отсутствия ГОСТов на резиновые смеси, конструктор при проектировании резиновых и резино-металлических деталей должен указывать в каждом отдельном случае, в каких условиях будет работать резиновая деталь и какими физико-механическими свойствами в соответствии со стандартами на методы испытаний резины она должна обладать. Завод-изготовитель РТИ в этом случае произведет подбор типа резиновой смеси и технологического режима изготовления резиновой детали так, чтобы наиболее полно удовлетворить поставленным требованиям.

Кроме этого, существуют ГОСТы на отдельные широко применяемые изделия из резины. Этими ГОСТами предусматриваются не только размеры и технические условия изготовления деталей, но и физико-механические показатели применяющихся для них резин. Так, например, изготовление резиновых колец для бурильных труб, применяемых в нефтяной промышленности для предохранения труб от истирания в процессе вращательного бурения, производится в соответствии с ГОСТом 6365—52; офсетные пластины из резины, применяемые в качестве передатчика изображения с печатной формы на бумагу, изготовляются в соответствии с ГОСТом 6451—65, резино-металлические подшипники для судостроения — по ГОСТу 7199—54.

Очень большое распространение имеет листовая техническая резина (техпластина), применяющаяся для изготовления прокладок, клапанов, уплотнителей, амортизаторов и других деталей. Техпластина выпускается заводами резиновых технических изделий в соответствии с ГОСТом 7338—55, регламентирующим типы применяемых резин, размеры пластин и допуски на изготовление, методы испытаний и т. д.