Facebook

Twitter

9:00 – 18:00

Время работы ПН-ПТ

+7 (495) 646-61-40

Мы всегда Вам рады!

Поиск
Меню
 
Резино-металлические подшипники и шарниры (часть 2)

Резино-металлические подшипники и шарниры (часть 2)


Типы и размеры резино-металлических подшипников, применяющихся в судостроении в качестве опор для валопроводов, определены ГОСТом 7199—54. Согласно этому ГОСТу, подшипники изготовляют двух типов: нормальной длины и удлиненные.

Размеры и вес резино-металлических подшипников для судостроения приведены в табл. 7.

Аналогичную конструкцию имеют и резино-металлические подшипники для гидротурбин. В зависимости от мощности агрегатов, на которых они устанавливаются, эти подшипники разделяются на три группы.

В гидротурбинах малой мощности, при диаметре вала 80—150 мм, металлическая втулка делается из латуни, содержащей 70% меди и 30% цинка. Поверхность привулканизован-ного резинового вкладыша имеет по окружности сегментные выступы, которые направляют вал турбины. Впадины между сегментами образуют продольные смазочные канавки, по которым для смазки и охлаждения вкладыша протекает.

В гидротурбинах средней мощности, при диаметре вала до 400—500 мм, подшипник делают разъемным по образующей цилиндра. Внутренняя облицовка снабжается продольными или винтовыми канавками для прохода смазки. Наконец, в мощных гидротурбинах, при диаметре вала свыше 400—500 мм, резино-металлические вкладыши собирают из 8—12 стальных обрезиненных секторов.

По форме смазочных канавок резино-металлические подшипники делятся на две группы:

а) подшипники с винтовыми канавками;

б) подшипники с продольными канавками.

В подшипниках с винтовой канавкой на цилиндрической поверхности резинового вкладыша расположена одна смазочная канавка полукруглого или трапецеидального поперечного сечения, идущая по винтовой линии по всей длине подшипника. Винтовые канавки имеют ряд существенных недостатков. Большая длина канавки создает значительное гидравлическое сопротивление, что приводит к необходимости подавать воду для смазки под давлением. Для уменьшения гидравлического сопротивления винтовой канавки приходится увеличить площадь ее поперечного сечения, что влечет за собой утолщение резинового вкладыша. Помимо этого, засорение канавки в одном месте приводит к полному прекращению подачи воды, что вызывает мгновенное повышение температуры резины, пережог подшипника и выход его из строя. Вследствие этого подшипники с винтовыми канавками имеют ограниченное применение.

В подшипниках с продольными канавками обеспечивается наилучшее поступление смазки и равномерное и надежное охлаждение подшипника. Судя по литературным данным, количество продольных смазочных канавок должно быть не менее восьми.

Наряду с описанными конструкциями резино-металлических подшипников применяются также сборные резино-металлические вкладыши. Такие вкладыши состоят из отдельных металлических секторов, внутренняя поверхность которых покрыта резиной. Вкладыши вставляются в металлическую втулку и крепятся к ней при помощи замкового соединения типа ласточкина хвоста, V-образного замка или болтов.

Наибольшее применение из сборных резино-металлических вкладышей получили подшипники, в которых обрезиненные секторы крепятся винтами. Эта конструкция отличается простотой и обеспечивает легкую замену любого сектора запасным без полной разборки всего вкладыша. Сборными подшипниками такого типа оборудованы все крупные гидротурбины, в том числе и уникальные гидротурбины для Куйбышевской, Волгоградской и других ГЭС.

Однако и эта конструкция не лишена недостатка. Резиновую облицовку вкладышей после изготовления и сборки сегментов необходимо подвергать расточке, представляющей собой сложный и дорогостоящий процесс.

Продолжение …