Резиновые и резино-металлические амортизаторы
К числу амортизаторов относятся резиновые и резино-металлические детали, являющиеся эластичными опорами машин, установок, приборов и предназначенные для уменьшения динамических нагрузок от работающих машин на их фундаменты либо перекрытия зданий или для защиты аппаратуры и приборов от толчков, ударов, вибраций, действующих на их основания. Наряду с изоляцией колебаний, амортизаторы часто предназначаются для звукоизоляции и поглощения шумов.
Одновременное выполнение нескольких функций вообще свойственно амортизаторам, так же как и другим резиновым деталям машины. Так, амортизаторы наряду с вибро- и звукоизоляцией могут служить ограничителями перемещений, эластичными шарнирами, компенсаторами ошибок размерных цепей и неточностей монтажа и т. д.
Применяющиеся в настоящее время резиновые амортизаторы отличаются большим, конструктивным разнообразием. Наряду с мелкими, весом менее 1 г, амортизаторами, применяющимися для амортизации точных приборов и их узлов, широко распространены крупные амортизаторы, достигающие веса десятков и даже сотен килограммов. Такие амортизаторы применяются для поглощения динамических нагрузок от тяжелых машин — кузнечных прессов, дробилок, грохотов и т. д.
Особенно большое распространение получили резиновые амортизаторы в транспортных машинах — автомобилях, тракторах, трамваях, троллейбусах, вагонах, локомотивах. Это объясняется более тяжелыми условиями работы транспортных машин по сравнению со многими стационарными машинами. В условиях резкого приложения динамических нагрузок, когда амплитудное значение этих нагрузок может в 5—10 раз превосходить их некоторое среднее значение, резиновые амортизаторы выгодно отличаются от листовых рессор, пружин и фрикционных амортизаторов надежностью и плавностью работы, меньшими размерами, простотой конструкции и меньшей стоимостью. Дешевизна и простота конструкции являются основными преимуществами резиновых амортизаторов в сравнении также и с гидравлическими амортизаторами.
С применением резиновых амортизаторов значительно уменьшаются возникающие в машинах вредные ускорения и динамические нагрузки, что предупреждает возникновение усталостных поломок и повышает долговечность машин. Резиновые амортизаторы способствуют лучшему протеканию рабочих процессов в самих машинах, а также в непосредственной от них близости; обеспечивают повышение чувствительности, точности и четкости показаний приборов и т. д.
Большим достоинством резиновых амортизаторов является то, что достигаемое с их помощью гашение вибраций и шума улучшает условия труда лиц, обслуживающих машины.
Применение резины позволяет создать амортизаторы, работающие без внешнего трения и абразивного износа. Такие узлы машин не нуждаются в смазке, чем объясняется максимальная простота обслуживания машин с резиновыми амортизаторами, сводящаяся к наблюдению за их состоянием и замене в случае выхода их из строя.
В процессе работы амортизаторы могут испытывать различные виды деформации: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, а также одновременно несколько видов деформации — сжатие со сдвигом, сжатие с кручением и т. д.
В зависимости от условий работы следует различать амортизаторы, испытывающие эпизодические или нестационарные нагрузки, и амортизаторы, находящиеся под действием постоянных по величине знакопеременных нагрузок вибрационного типа.
В качестве примеров работы амортизаторов под эпизодическими нестационарными нагрузками можно назвать амортизаторы кузнечно-прессового оборудования; амортизаторы транспортных средств — автомобилей, вагонов; амортизаторы артиллерийских орудий и других машин и установок, в которых динамические нагрузки, как правило, не имеют систематического характера.
Продолжение …