Резино-металлические подшипники и шарниры (часть 3)
Наряду с резино-металлическими подшипниками широкое распространение получили так называемые блок-шарниры, включающие в себя резиновый элемент. Резиновый элемент блок-шарниров представляет собой в большинстве случаев цилиндрическую втулку, связанную своей внутренней поверхностью с пальцем шарнира, а наружной — с его обоймой. При вращении пальца относительно обоймы происходит закручивание резинового элемента. Угол поворота пальца или обоймы зависит от допустимого угла закручивания резины.
Важнейшими достоинствами блою-шарниров является то, что они позволяют компенсировать некоторые перекосы деталей шарнира, возникающие при сборке и эксплуатации; при этом облегчается и сам процесс сборки. Отсутствие трущихся частей исключает износ и необходимость смазки. Помимо этого применение блок-шарниров устраняет шумы и создает некоторую амортизацию толчков и вибраций.
Соединение резиновых элементов блок-шарниров с пальцами и обоймами должно исключать возможность ороскальзьгвания их один относительно другого. Это достигается -присоединением резины к ттальцу и обойме вулканизацией или приклеиванием отдельно изготовленных резиновых элементов. Достаточно надежное соединение может получаться и за счет сил трения на прилегающих поверхностях резины и металла, для чего необходимо значительное, нормальное давление, создаваемое сжатием резинового элемента специальным стяжным устройством или запрессовкой его под давлением. Применяется также комбинированный способ соединения элементов блок-шарнира, когда резиновая втулка при-вулканизовывается к одному элементу шарнира — пальцу или обойме, а со вторым элементом -соединяется за счет сил трения, возникающих 1при запрессовке.
Качающаяся стойка, применяющаяся в вибрационных грохотах и конвейерах для соединения короба или лотка с рамой. Металлические пальцы с привулканизо-ванной резиновой втулкой запрессовываются в наружные обоймы, соединяющиеся между собой стержнем. Палец верхней головки блок-шарнирной стойки закрепляется на раме грохота или конвейера, палец нижней головки — на коробе или лотке.
Существует аналогичная стойка с разъемными блок-шарнирами . Резино-металлические шарниры в ее сжимаются между пальцами, принадлежащими коробу или раме, и разъемными корпусами шарниров, связанных со стальными стержнями стоек. Стойка с тремя блок-шарнирами применяется в двухкоробных конвейерах или грохотах. Средний резино-металлический шарнир с помощью специального кронштейна устанавливается на неподвижной раме, концевые шарниры балансирной стойки связываются с коробами, совершающими колебания со сдвигом фазы 180°.
В некоторых блок-шарнирах резиновый элемент привулканизован к внутренней и наружной металлическим втулкам, причем наружная втулка сделана разрезной и состоит из трех частей.
Крепление блок-шарниров с наружной разрезной металлической втулкой типа производится с помощью прессовой посадки и затяжки наружной обоймой; в блок-шарнире отгибаются заранее надрезанные концевые части металлической втулки, входящие в специальные прорези наружной обоймы. Продольный разрез могут иметь также и внутренние металлические втулки, при этом крепление их производится либо с помощью шпонки, входящей в продольный разрез, либо с помощью прессовой посадки.
Если блок-шарнир работает в таких условиях, что на резиновый элемент может попадать масло или другие вредно действующие на резину вещества, то производится герметизация шарнира гибкими чехлами из маслоупорных или других специальных материалов.
Большое распространение резиновые блок-шарниры получили в рессорной подвеске и других узлах автомобилей.
Применение резиновых втулок в шарнирах рессор обеспечивает надежную работу сочленения, не требующего никакого ухода.
Особенностью конструкции резиновых шарниров является вогнутая форма щек серьги, сжимающих фланцы резиновых втулок. Это устройство обеспечивает нормальное давление на вогнутые поверхности щек серьги. На одном конце пальца серьги имеется рифление для устранения его проворачивания. Палец затянут гайкой, что обеспечивает сжатие резины и возникновение сил трения, исключающих его проворачивание.
Резиновый элемент шарнирных головок привулканизо-ван к стальному пальцу бочкообразной формы и к (наружной обойме, образованной на концах тяги. При помощи цапф бочкообразного пальца рычаг крепится к оси колеса и раме автомобиля.
Устройства, аналогичные резино-металлическим блок-шарнирам, широко распространены также в подвесках и опорах подшипников. Шарикоподшипник, через который проходит карданный вал, вместе с корпусом помещается во втулку, являющуюся средней частью резино-металлического шарнира, крепящегося своим наружным фланцем к раме. Промежуточная опора карданного вала, состоящая из балансирного коромысла, которое поддерживается двумя резиновыми втулками. Сборная конструкция промежуточной опоры карданного вала имеет резиновое кольцо, размещенное в обойме подшипника. Сферическая наружная обойма кольца служит для присоединения «всего узла к раме автомобиля.
Во всех приведенных конструкциях резино-металлические блок-шарниры, помимо своего непосредственного назначения, выполняют также функции звеньев, амортизирующих динамические нагрузки, вибрации и поглощающих шумы.